Статья "Проблемы адаптации молодых педагогов в организациях образования"

Бесплатно

Поставка в электронном виде.

ФИО

Хиджурова Амина Харкиевна

Название учебного заведения:

КГУ "Средняя школа № 19 имени Булар батыра отдела образования Кордайского района управления образования Жамбылской области

Город, район (название)

Жамбылская область

Кордайский район

Село булар батыр, улица Сұлусай 24

Номер телефона, эл.почта / (почта руководителя и учебного заведения)

+77766594159

Khidzhurova@mail.ru

 

Направление научной работы (пример: экономика, психология и т.д.)

Педагогические науки

 

 

 

Методическое сопровождение личностно-профессионального развития молодых педагогов в условиях обновления содержания образования 

Хиджурова Амина харкиевна

          заместитель директора по научно-методической

         работе средней школы №19 имени Булар батыра

Аннотация: статья о научно-методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов, повышения их профессионального мастерства, раскрытия индивидуальных педагогических способностей, формирования потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Статья предназначена для руководителей общеобразовательных школ, молодых специалистов общеобразовательных учреждений и педагогов-наставников, курирующих их деятельность на этапе становления, а также всем, для кого проблемы подготовки новых поколений казахстанских  учителей являются актуальными.

Ключевые слова: молодой учитель, адаптация, трудности, наставник, методическая помощь, поддержка, опыт, становление, профессиональный рост.

 

Сегодня проблема кадров в системе образования является одной из самых острых. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Система образования стремительно "стареет", поэтому необходим приток "свежих сил" - молодых, активных и компетентных педагогов. Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей страны.

В условиях перехода школы на обновленное содержание образования  эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.

С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь.

Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Решение данной задачи требует комплексного подхода, где определяющим, по нашему мнению, должна стать работа по совершенствованию профессионализма молодых педагогов на этапе адаптации. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что как показали последние исследования, проводимые специалистами статистического института, молодые учителя в школах не удерживаются. Так как, психологически, да и физически трудно выдерживать тот объем нагрузок, которые испытывает учитель.

 По результатам анкетирования самих молодых специалистов:

- начинающие учителя оказываются подготовлены к профессии более теоретически, нежели практически. При этом с первого же дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем;

- при поступлении на работу  молодой специалист испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала, развитие его личностных и профессиональных качеств;

- отмечается недостаточный  уровень организации и  обеспечения методического сопровождения молодых специалистов  в ОУ;   несоответствие некоторых форм сопровождения тому периоду развития, в котором молодой педагог находится;

- в целом в организации методической работы с молодыми специалистами  в ОУ нет системы, она носит хаотичный характер;

Но в то же время есть ресурс молодых специалистов  на который можно опираться:

- для большинства молодых специалистов  профессия учителя является именно той областью профессиональной деятельности, которая им подходит или привлекательна, так как основными мотивирующими факторами являются: возможность работать с детьми, признание педагогической работы, уважение к профессии учителя;

- довольно высокий уровень ИКТ-компетентности молодых специалистов  ;

- желание молодых специалистов стать квалифицированными специалистами в своей области.

Таким образом, чтобы разрешить ряд возникших противоречий между потребностью молодых педагогов в развитии и устоявшейся малоэффективной системой их методического сопровождения, необходимо:

1. Выстроить  на практике технологическую цепочку методического сопровождения,  в которой будет задействован  не единичный субъект, который только контролирует или время от времени дает  рекомендации, а целый ряд специалистов, которые в системе выстраивают свою деятельность по сопровождению молодых специалистов. Помогают повысить профессиональную компетентность, реализовать профессиональный и личностный потенциал молодого специалиста, способствовать творческой самореализации методистов-наставников и молодого учителя, объединить усилия опытных и молодых педагогов по созданию единого образовательного пространства.

2. Основные усилия направить на формирование инициативной, активной личности педагога ОУ, потребности к саморазвитию и повышению профессионального уровня, практических навыков работы с детьми, родителями и коллегами, обучение планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом современных подходов к  обучению.

Следовательно, для эффективного развития профессионализма молодых педагогов в системе повышения квалификации необходимо более детально разработать специальную программу профессионального развития молодого специалиста, отражающую сущность процессов профессиональной адаптации педагога, создать внутришкольные условия организации вводных программ для начинающих педагогов.

Становление педагога – достаточно сложный процесс и в социальном, и в психологическом, и в профессиональном плане. В этот период наиболее четко отражаются результаты воздействия на личность целого комплекса позитивных или негативных факторов, как внутренних, так и внешних. Учреждение образования – центральное звено, в котором обеспечивается профессиональная адаптация молодых специалистов. Задача образовательного учреждения – помочь начинающему педагогу осознать себя способным, талантливым, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, способным показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на обучение, воспитание, развитие учащихся, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.

Таким образом, грамотное управление процессом профессиональной адаптации и профессионального становления помогает не только профессиональному росту молодых специалистов, но и содействует развитию учреждения образования.

Грамотно построенная работа с молодым специалистом уже с первого дня его пребывания в учреждении образования – один из факторов успешного вхождения в профессиональную среду.

Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, выставка  методических достижений и т.п..

Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов.

Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.

Для обеспечения  комплексной поддержки молодым учителям  в реализации  учебно-воспитательного процесса  необходимо  в электронном приложении программы   предоставить следующие материалы: инструктивно- методическое письмо, Государственные общеобязательные стандарты среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), типовые учебные планы и учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, нормативная правовая база, методические пособия, рекомендации и руководства, концептуальные основы воспитания, концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан.

Отличительной чертой учебно-методического пособия должно стать выстроенная  на практике технологическая цепочка методического сопровождения,  в которой будет задействован  не единичный субъект, который только контролирует или время от времени дает  рекомендации, а целый ряд специалистов, которые в системе выстраивают свою деятельность по сопровождению молодых специалистов, помогают повысить профессиональную компетентность, реализовать профессиональный и личностный потенциал молодого специалиста, способствовать творческой самореализации методистов-наставников и молодого учителя.

Для осуществления системности в работе с молодыми специалистами целесообразно выделить основные взаимосвязанные направления этого вида деятельности:

-повышение научной, теоретической, психолого-педагогической, методической подготовки молодого специалиста;

-глубокое изучение и освоение молодым специалистом учебной программы, требований к современному уроку/занятию;

-овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе, овладение методикой воспитывающего обучения;

 -освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;

-изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста;

-воспитание культуры выбора собственной педагогической позиции.

         Программа «Методическое сопровождение  личностно-профессионального развития  молодых педагогов в условиях обновления содержания образования "  должна быть рассчитана на реализацию трех этапов:

1.Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста. Цель первого этапа - ознакомить молодого специалиста с деятельностью ОУ и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение   в образовательный процесс.

2.  Профессиональное развитие молодого специалиста. Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.

3.Развитие  личностного и профессионального потенциала молодого специалиста. Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры.

 Программа будет относиться  к числу актуальных и своевременных учебных книг, выходящих в связи с переходом на новое содержание педагогического образования и введением в действие новых государственных стандартов педагогического образования, отражает современные требования к квалификации учителя.

Отличительной чертой этого учебно-методического пособия является  специально созданная целостная система адаптации и становления молодых педагогов, целенаправленная комплексная работа по выявлению и развитию их потенциала, выработанная апробированая система методологических условий, способствующих созданию педагогического кредо молодым специалистом, ведущая к закреплённости молодых педагогов в образовательных учреждениях.

 

Используемая литература:

1. Зеер,  Э.Ф.  Психология  профессионального  образования. Москва -Воронеж: ЛИРА, 2003.

2.Реан, А.А. Психология адаптации личности . Питер, СПб. 2006.

3. Руководство для учителя: Второй (основной)  уровень / Бакиров К.А., Насымова Г. А., Аушева И.У., Шаримова А.Г., Габдолакызы Ы.Б, Байкенова Б.А., 2014 г.

 

 

 

 

 

 

Сегодня проблема кадров в системе образования является одной из самых острых. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Система образования стремительно "стареет", поэтому необходим приток "свежих сил" - молодых, активных и компетентных педагогов. Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей страны.

В условиях перехода школы на обновленное содержание образования  эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.

С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь.


Сообщения не найдены

Написать отзыв